«От работы кони дохнут» - русская поговорка, традиционно воспринимаемая как саркастический лозунг ленивых и бездельников. Однако уже более 50 лет в Японии изучается проблема смертности от переутомления на работе, трансформировавшаяся даже специальный термин – кароси. Впервые на случаи сведения счётов с жизнью от переработок, обратили внимание владельцы Японских компаний в конце 60-х годов прошлого века. Одновременно медики отмечали рост заболеваемости инфарктами и инсультами, среди сотрудников корпораций и госслужащих. Самым ярким примером кароси стала кончина премьер министра Японии, Кэйдзо Обути, который за полтора года работы имел всего 3 дня выходных и ежедневно трудился более 12 часов. В 90-х, явление стало столь массовым, что правительство ввело, так называемую «линию кароси» - предельно разрешённое время сверхнормативной работы, определив его в 80 часов в месяц – т.е. при 20 рабочих днях, разрешено перерабатывать не более 4-х часов ежедневно. Работодателям пришлось коренным образом менять отношение к организации труда на предприятиях и в организациях.
На проблему снижения эффективности труда по причине переработок, также обратили внимание и американские менеджеры, в середине прошлого века. В результате изучения этого явления, психологи дали ему название «профессиональное выгорание» и объяснили, как защитную реакцию организма на эмоциональные перегрузки, которые могут привести к психическим расстройствам и «деформации личности». А медицинское сообщество стало рассматривать последствия переутомления, как диагноз, внеся его в международный классификатор болезней 10-го пересмотра, как заболевание связанное с трудностями управления собственной жизнью, под кодом Z-73.
Так что известная русская поговорка в современных условиях имеет весьма актуальный контекст.
Признаки переутомления
Руководителям надо обращать внимание и предпринимать меры, если подчинённые меняют поведение, в результате чего снижается результативность труда и возникает риск невыполнения возложенных на подразделение функций.
Специалисты по управлению персоналом описывают следующие признаками «выгорания на работе»:
невнимательность сотрудников, которые прежде были педантичны в выполнении своих обязанностей;
безразличное отношение к происходящему, если прежде сотрудник эмоционально откликался на окружающие события;
засыпание на рабочем месте;
неисполнительность, которой раньше не наблюдалось;
обещания выполнить поручение позже и откладывание дел на потом;
регулярные опоздания на работу и нелепые объяснения причин;
возникшая со временем раздражительность по отношению к окружающим.
При появлении в коллективе работника с подобным поведением следует отправить его в отпуск или предложить отдохнуть, предоставив отгулы. Переутомлению подвержены даже очень результативные и ценные сотрудники, показывавшие прежде отличные результаты.
Причины «выгорания на работе»
Чаще всего причинами эмоционального переутомления является однообразная, рутинная работа. В большей степени это явление наблюдается у представителей умственного труда. Сотрудники, выполняющие физическую работу, а также представители творческих профессий, являются более устойчивыми к «профессиональному выгоранию».
С переходом многих процессов в цифровой формат, даже такие специалисты, как дизайнеры, архитекторы, музыканты столкнулись с необходимостью монотонной однообразной работы перед монитором, что также сказалось результативности.
Специалисты по организации труда определили основные причины «профессионального выгорания», среди которых:
однообразная работа;
большой стаж работы на одном месте;
постоянные переработки;
неправильное планирование;
нервозная обстановка в коллективе;
недостаточная оплата труда;
несоответствие психотипа сотрудника занимаемой должности.
В контексте проблемы переутомления, основная задача менеджеров, состоит в создании условия сохранения высокой производительности труда, учитывая явление «профессионального выгорания».
Как не допустить переутомления у сотрудников?
Ещё недавно существовал стереотип: «Если на работе человек не устаёт, значит он мало работает» - показавший полную несостоятельность. Важно правильно оценить степень нагрузки и организовать режим труда и отдыха с учётом индивидуальных особенностей сотрудника и выполняемой работы. В рекрутинговых агентствах и крупных компаниях, специалисты по оценке персонала применяют тесты по идентификации «профессионального выгорания», но существует ряд универсальных методов применение которых уменьшит риск переутомления и создаст благоприятную атмосферу в коллективе.
1. На определённые должности необходимо нанимать сотрудников эмоционально готовых работать в существующих условиях и выполнять данную работу.
2. Применять ротацию, необходимо чтобы человек выполнял разную работу в подразделении, не засиживаясь на одном месте: «Лучший отдых – это смена деятельности!»
3. Следить, чтобы сотрудники соблюдали распорядок рабочего дня, ходили на обед, своевременно начинали и оканчивали работу, не допускать переработок.
4. Следить, чтобы сотрудники соблюдали график отпусков.
5. Вынужденные переработки должны быть оплачены.
6. Создавать в помещениях, где это возможно, непринуждённую, домашнюю обстановку.
7. Минимизировать дрескод, применять поведенческие и прочие регламенты только в подразделениях и к сотрудникам, в случае необходимости.
8. Регулярно проводить коллективные мероприятия, желательно на свежем воздухе с выездом на природу.
А самое главное! Просто быть внимательнее друг к другу.